КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ В. Г. РАСПУТИНА

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

   

 

15 ноября 2017 г. в Литературным институте имени А.М. Горького Министерства культуры Российской Федерации, при участии Дома национальных литератур, в ознаменование 80-летия со дня рождения выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля Валентина Григорьевича Распутина (1937–2015) состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Творческое наследие и нравственные уроки Валентина Распутина».

   От ярославской писательской организации в работе конференции принял участие член Союза писателей РФ, директор Ивановской на Лехте школы, преподаватель Ярославского педагогического университета В.С.Мартышин. Он выступил с воспоминаниями о встречах с писателем, а также с докладом "Возрождение традиционного отношения к земле и деревне через творчество писателей Распутинского круга".

   Творческое наследие В.Г.Распутина относится к важнейшим культурным ценностям нашей страны, имеет серьёзное гуманитарное значение в мире. На заседаниях конференции обсудили проблемы сохранения и популяризации литературных ценностей новейшего времени, включения творчества В.Г. Распутина в широкий историко-литературный и культурный контекст. Были обсуждены вопросы, связанные с проблемами издания творческого наследия Валентина Распутина. Особое внимание было уделено формам и методам преподавания его произведений в школе и вузах, их библиотечного распространения.

   Председательствующим на конференции был ректор литературного института известный писатель А.Варламов. С докладами и воспоминаниями выступили писатели А.Сегень, Е.Сидоров, В.Гусев, Н.Корниенко, С.Дмитренко, В.Смирнов, В.Карпов, В.Сачков и др. В конференции приняли участие филологи, литературоведы, деятели культуры, школьные учителя, преподаватели высшей школы, работники библиотек, музеев, архивов, аспиранты, студенты. По результатам научнкой конференции будет издан сборник докладов.

 

 

 

ДОКЛАД

 

В.С.Мартышин, член Союза писателей

России, директор Ивановской на Лехте

школы, преподаватель ЯГПУим. К.Д.Ушинского

 

   Два события последних лет буквально потрясли меня. Они связанны с писателями, которые еще совсем недавно были рядом с нами. Когда умер Валентин Григорьевич, у меня возник замысел повезти в Храм Христа Спасителя школьников. Но были сомнения, все же мы живем в ярославской глубинке, нужно добраться, затем где-то переночевать, но самый главный вопрос, который мучал меня: как выстоят очередь к гробу писателя, смогут ли ее выстоять мои ученики. И так рассудив, я сократил свою группу до трех человек, но настраивал ребят, что придется постоять на холоде – март все же на улице… Ребята пошли на эти условия. Но каково же было мое удивление, а у ребят радость, когда выйдя из метро, мы увидели, что никакой очереди не было. И у меня была первоначальная радость, правда потом появилось сомнение – туда ли вообще мы попали.    Такого не может быть, чтобы не было народу… Но потом все встало на свои места. Беспрепятственно пройдя в храм, я предался волнительным чувствам, размышлениям, воспоминаниям. Мы почти час находились подле отошедшего в иной мир дорогого нашему сердцу человека. Более того, здесь же оказались мои знакомые Валерий Николаевич Ганичев, Надежда Леонидовна Крупина и дежурный по их просьбе пропустил меня приложиться ко гробу великого писателя, к погребальному венчику на его голове. А так как был уже вечер, а народу почти не было, то и постоять десяток минут непосредственно у гроба. Чуть позже восторженные чувства причастности к великому делу ( как-никак похороны классика, и я старался в своих беседах с ребятишками, недавно только изучавшими «Уроки французского» и на этом сконцентрировать внимание), сменились вновь размышлениями: а где же народ? Что случилось? Но мысль, что в день-то отпевания непременно выстроится в храм очередь, опять меня успокоила. И именно поэтому на утро мы встали пораньше, чтобы опередить эту, мною предполагаемую очередь и снова попасть в храм, тем более раба Божия Валентина должен был отпевать сам Патриарх, а накануне в храм пришел проститься и Президент. Информационные агентства вещали: «Президент России Владимир Путин прибыл в Храм Христа Спасителя, чтобы проститься с писателем Валентином Распутиным. В знак почтения и скорби глава государства возложил цветы к гробу писателя». . То есть статус, так сказать, мероприятия был выдержан на государственном уровне…

   Но и в день отпевания пространство самого титульного Храма Москвы было заполнено дай бог на одну десятую…. И это меня, мало сказать, удивило, это меня потрясло:

- Умер классик русской литературы и, как это ни горько звучит, народ не захотел проститься с ним.

   И еще одна деталь потрясла меня: на похоронах Валентина Григорьевича не было совсем молодых людей. Привезенные мною школьники на это историческое событиебыли практически единственными детьми в Храме Христа Спасителя.

Ни студентов Литературного института, ни будущих учителей русского языка и литературы, ни школьников учебных заведений с филологическим уклоном. Разве что были так рассеяны в народе, что я не увидел их…

   Мой шок и переживания в связи с этими обстоятельствами позже были несколько смягчены информацией о том, что в Иркутске тысячи и тысячи пришли проститься с любимым писателем… Но речь-то идет ни о периферийном второстепенном писателе, а именно о лице русской литературы, о классике.

   А вот другое событие, трехлетней давности: посещение Тимонихи и могилы Василия Ивановича Белова. Это было сделано, так сказать, в неурочный час, не было никаких мероприятий, дат. Была простая поездка по Вологодчине. Дорога к могиле заросла, и пришлось искать косу, чтобы сбить бурьян и пройти. «Уж не заросла ли народная тропа к могиле великого нашего современника»,- думалось мне.

   Как бы там ни было, но эти два события на меняне молодого человека, повидавшего жизнь во многих ее проявлениях, произвели революционные впечатления. И закралась мысль, впрочем, со стороны наших оппонентов звучащая громко, вслух: «А не наступил ли уже сейчас наш «последний срок».

   Эти писатели, выдающиеся писатели в постановке проблемы «последнего срока», кажется, достигли апогея. Они звонили во все колокола, сзывали народ на «пожар», уничтожающий русскую почву, память, но безрезультатно. Народ остался глух и безмолвен и… остается безмолвен поныне. Ситуация напоминает состояниеглавного героя повести «Живи и помни»: «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий».

  И все бы для меня было бы так, если бы…

  В последние годы меня преследует такое переживание, что с уходом выдающихся русских писателей В.И.Белова, В.Г.Распутина и их предшественника Ф.А.Абрамова завершился определенный период не только в литературе, но и в общественном развитии. Ощущение таково, что начался новый отсчет времени.Они подготовили эти перемены и ушли…

   Я с оптимизмом заявляю, что человек возвращается на землю… Время архаровцев прошло, наступает время людей, захотевших жить, жить по-русски.. Их пока еще немного (но и не все же были архаровцами в период падений).

   Но сегодня проблема стоит вот таким образом: наши писатели дали нам материал к осмыслению, подготовили эту почву, но что сделали мы учителя, чтобы довести эту почву до наших воспитанников, что сделали для того, чтобы она стала их почвой.

   Этому вопросу предшествует еще один: насколько эта почва вообще реализуема в наших школах, есть ли вообще такие условия и возможности для ее реализации. Ведь то, что уменьшились потоки читателей в библиотеки (и на селе они за ненадобностью стали закрываться одна за другой), в литературные музеи, в усадьбы и музеи-квартиры писателей, то, что так быстро заросла тропа к могиле Белова или не захотели прийти проститься с классиком русской литературы, в этом вина прежде всего нас, учителей литературы (умышленно избегаю кивков на всю окружающую жизнь, которая унижает человека и все другие механизмы, способствующие забвению, в числе которых и государственная политика).

   Трагедия в том, что мы учителя, общество, семья не смогли привить раньше родителям, а теперь школьникам соответствующее отношение к творчеству этих писателей. Да и – вообще к литературе.    Следовательно, либо не обладали тем педагогическим даром, который бы помог «заставить» полюбить литературу, либо при всех стараниях наших применяли не те методики, методы. А если здесь главной в педагогическом процессе является последняя причина, то для школы нужны иные принципы работы, в целом всей школы и деятельности учителей (причем, не только словесников).

   Речь здесь идет об изменении образовательной парадигмы, целей школы и образования. 24 года назад мы стали на этот путь. И создали на базе простой деревенской школы «Школу целостного развития», которая с 1998 года по 2004 год была экспериментальной площадкой Министерства образования. Задача наша – воссоздание традиционного мировоззрения. Нами введено дополнительно в рамках компонента и факультатива,а теперь в рамках внеурочной деятельности 1600 часов новых предметов. С 1 по 11 класс у нас преподаются «Добротолюбие», «Отечествоведение», музыка, живопись, хореография. В начальной школе с 1 по 4 класс – Красноречие, Каллиграфия, Твоя родословная. В трех классах преподается Церковнославянский язык. Создана система внеклассной работы – три десятка кружков, студий, клубов (в числе их и литературных). Хочу отметить, что все это оказалось востребованным и в школу, где в 90-х годах училось 56 человек, сегодня учится на конкурсной основе 190. В школе с 1993 года проводятся реконструкции балов, наши поисковики за 30 экспедиций на Западный фронт подняли более 500 советских солдат, школьные хоры объединяют более 60 человек. При школе 14 лет работает закрытый кадетский корпус, воспитывающий спецназовцев. Главная цель школы – воссоздание традиционного мировоззрения.

В осуществлении этой цели наиважнейшее место занимают история, литература, предмет «Добротолюбие», «Отечествоведение». Но, как я отмечал выше, сегодня не достаточно тех общепринятых методик и методов в преподавании, чтобы из огромного потока информации школьники выбрали самое важное, самое главное. Выбрали и присвоили.

   И здесь мы пошли по пути разработки новых методов работы. В школе уже 8 лет практикуются методики погружений: в исторические эпохи, в литературные эпохи или просто в творчество писателей. Школа может на неделю погрузиться в эпоху князя Владимира или князя Александра Невского, Сергия Радонежского или Смутного времени, революционных событий, Блокадного Ленинграда или в эпоху 70-х... Погружения осуществляются и литературные эпохи, в творчество тех или иных писателей (Достоевского, Шмелева, Абрамова, Распутина). У каждого погружения есть центральное событие, которое должно вызватьу детей своего рода «шок» (удивление, восхищение, восторг, неприязнь). Содержание каждого такого действа должно настолько заострить внимание на теме, что ее трудно было бы забыть. В литературе особенно успешно это делается на примере творчества Распутина, Белова, и, конечно же, Абрамова (он жил в нашем краю и творил здесь). Произведения Валентина Григорьевича сами по себе имеют «шоковый» характер. Они не могут не шокировать добросовестного читателя.

Большую роль отводим школьному музею современной русской литературы, экспозиция которого позволяет значительно расширить возможности некоторых уроков. Экспозиция, посвященная Валентину Григорьевичу (в отличие скажем от экспозиции Абрамова, в которой и рукописи, и корректуры, и личные вещи писателя) не велика: его шариковая авторучка, книга с автографом, полученные во время одной из встреч с писателем специально для музея. Его книги. Многочисленные фотографии. Стенд о его творчестве. Тексты его приветствий Иринарховским чтениям, которые уже 20 лет мы проводим у стен Борисоглебского монастыря и на которых побывали за это время десятки и десятки современных писателей. Среди организаторов чтений и Союз писателей России.

   В прошлом же году мы совместно с Союзом писателей России начали проведение «Всероссийских Абрамовских дней», в которых приняли участие сначала все школы района, а затем и учителя области. Главная тема Дней «Возрождение традиционного отношения к земле и деревне через творчество писателей русской почвы»: семинары, написанные сочинения, выступления писателей, чиновников, специалистов… В апреле состоялся следующий этап дней. В Борисоглеб приехали писатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Луганска,Московской области, Ярославля. В центре Дней был главный вопрос, как нравственно возродить сам источник нравственности, каково место литературы в этом процессе. Писатели констатировали, что творчество Абрамова, Белова, Распутина – это один из таких источников, их книги – источник созидательного русского начала. Проблема возрождения нравственного села на повестке дня. Трудно нам, уже по сути потерявшим нравственную деревню, осознать значение ее для судьбы России, для ее будущего. В книгах В. Г. Распутина мы находим ответы на многие эти вопросы. Я попытался свой взгляд на эту проблему высказать в стихотворении, посвященном В.Г.Распутину, «Бог создал деревню»:

 

От бабушки слышал: «Бог создал деревню,

Сады и леса, росу и рассвет».

« А город?»«А город построил кочевник

И город всего лишь села силуэт.

И жизнь не от Бога за околицей веси,

Надуманный норов придуманных дней,

И город - рассадник гордыни и спеси,

И толпы, ватаги из тысяч теней».

Бабуля безжалостно город корила.

Я ж ждал совершенных с нетерпением лет,

Жизнь городская мой ум ворожила

И грезился раем тот сладкий запрет.

Не верил старушке, считал все бурчаньем.

Привычкой, усталостью прожитых дней,

Отсталостью верующей и одичаньем

И думал, что я-то уж буду умней.

Штаны подтянув, я ринулся в гущу

Столичных событий, градской суеты,

Не ведал, что день мне готовит грядущий

Уныние в жизни средь густой пестроты.

И вспомнил слова я бабули про норов:

«Деревню традиция, мол, бережет.

А город упрям, он источник раздоров.

И в жертву Россию себе принесет».

Из памяти скрылись уж невские воды

И жизнь на брегах столичной Москвы,

Уж четверть столетья встречаю восходы

В деревне, в лугах , где поют соловьи.

Россия - не город, Россия- деревня.

Не мыслю ее без пшеничных полей.

Деревня в России все так же душевна,

Но меньше России в России моей.

Из веси бежишь – бежишь из России.

Деревню предал – изменил и стране.

Со смертью деревни погибнет Россия,

Спасенье России в ее старине.

Стоит на пригорке, словно царевна,

И клином сошелся на ней белый свет,

И божием светом светит деревня.

А город всего лишь деревни отсвет.

 

Можно еще и еще приводить различные аспекты взаимодействия с писательским наследием и говорить о методах и опыте нашей работы, которые позволяют нам если уже не воспитать, то хотя бы направить наших школьников на постижение корневых основ нашей культуры и духовности. Самое главное, что Школа целостного развития - это та система, которая позволяет это делать.

ЯРОСЛАВСКОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

ЯРОСЛАВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

 

   ЯРОСЛАВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

Ярославское отделение

Союза писателей России

e-mail: gusev_48@mail.ru